02.07.2024 В Госдуму внесен законопроект, который предлагает урегулировать форму возврата потребителям денег за некачественный товар. Согласно предложенным нововведениям, потребители по своему усмотрению требовать возврата уплаченной за товар суммы в наличной или безналичной форме в случае обнаружения его недостатков, но с одним исключением.
Соответствующие изменения могут быть внесены в ст. 18 Закона о защите прав потребителей (законопроект Nº 612222-8). Артём Швайка, генеральный директор ЮК «Эклекс», рассказал об изменениях для «ЭЖ-Юрист».
Основная цель законопроекта — установить возможность потребителям требовать возврата уплаченной за товар суммы в наличной или безналичной форме по своему усмотрению в случае обнаружения в товаре недостатков и тем самым устранить указанный ранее законодательный пробел. Также в пояснительной записке указано, что самостоятельное определение потребителем наличной или безналичной формы возврата денежных средств, уплаченных за товар, позволило бы упростить процесс возвращения потребителю его денежных средств, в целом улучшить его правовое положение.
«С данными выводами сложно не согласиться. Ведь потребитель, приобретая товар, полагаясь на его надлежащее качество и возможность длительного использования, не должен нести временные и денежные траты, которые возникают в силу того, что при возврате средств за некачественный товар в безналичной форме потребитель ставится в зависимость не только от своевременных действий продавца по перечислению денежных средств, но и от банков, которые обслуживают соответствующий перевод. То есть продажа потребителю товара с недостатками сама по себе является нарушением его прав, поэтому отказ ему в возможности выбора способа возврата своих же денег представляется критически несправед-ливым», — отметил эксперт. В этой категории споров потребитель всегда более экономически слабая сторона, нежели продавец - профессиональный участник рыночных отношений, именно поэтому положения законопроекта выражают стремление к установлению законодателем баланса интересов сторон.
Артём Николаевич отметил, что этот баланс проявляется не только в расширении прав потребителей, но и в важных для продавца установках — в случае, если профессиональный участник рынка не использует в своей деятельности наличные расчеты с потребителями, последнему не предоставляется возможность требовать возврата денежных средств наличными.
Таким образом, предлагаемые изменения следует оценивать позитивно, так как они обеспечивают улучшение статуса потребителя, в целом стремятся к учету интересов участников сделки по приобретению товара, а также отвечают требованиям «цифровой эпохи» (большинство оплат в сфере торговли происходит в настоящее время безналичным способом). «Тем не менее появляются вопросы практического характера: к примеру, насколько в действительности данные нормы будут исполняться участниками правоотношений, не повлекут ли еще больших злоупотреблений, какова будет санкция за их невыполнение (к примеру, продавец настаивает на возврате денежных средств за некачественный товар безналичным способом, а потребитель по своему усмотрению определил выдачу наличных денежных средств). Однако получение точного ответа на все указанные вопросы возможно только в случае прохождения законопроектом всех стадий рассмотрения и его принятия», — заключил эксперт.
Источник: «ЭЖ-Юрист».