Что делать в случае утечки персональных данных и как восстановить кредитный рейтинг.
Суть спораУ нашего клиента в кредитной истории появилась информация о микрозайме в ООО «МФК «ДПЗ Центр», который он сам не оформлял. Микрозайм был оформлен по поддельным документам на имя клиента, однако с другими данными и другой фотографией. Сам же договор подписывался посредством простой электронной подписи (направление смс-сообщения на указанный номер телефона), при этом сам номер телефона, указанный в договоре, никогда клиенту не принадлежал. Хотя микрозайм был взят и на небольшую сумму (8 333,33 рубля с процентной ставкой в размере 365% годовых), наличие задолженности по этому займу стало негативно сказываться на кредитной истории клиента в целом. Кроме того, процентная ставка в месяц составляла 31%, что намного выше тех условий, при которых выдаются займы кредитными организациями, в связи с чем даже при такой небольшой сумме займа при наличии длительной просрочки, долг мог составить значительную сумму по итогу.
После отказа ООО «МФК «ДПЗ Центр» в исключении сведений об указанном микрозайме из кредитной истории при самостоятельном обращении, клиент обратился за помощью к нам. Нашей целью было исключение этих сведений из кредитной истории для восстановления кредитного рейтинга.
Ход дела
Мы подготовили исковое заявление, правовая позиция которого строилась на действующих нормах права относительно признания договора займа незаключенным, когда он был подписан лицом, не имеющим на то права подписи, а сам клиент не изъявлял воли на заключение данного договора. В суде первой инстанции нам удалось доказать, что номер телефона и счёт, на который были переведены денежные средства по договору займа, никогда не принадлежали клиенту.
В процессе судебного разбирательства ответчик в добровольном порядке частично исполнил исковые требования, передав в Бюро кредитных историй сведения о том, что договор является незаключённым. Мы настаивали на вине микрофинансовой организации. В данном случае неустановленные лица каким-то образом получили доступ к персональным данным клиента, воспользовались ими в мошеннических целях, а микрофинансовая организация не было проявлено должной степени внимательности при проверке на подлинность представленных для заключения договора документов.
Решение суда
Суд удовлетворил наш иск. Мы восстановили рейтинг кредитной истории клиента, доказали вину микрофинансовой организации в некорректной и недостаточной проверке сведений, предоставляемых физическими лицами при заключении договоров электронным способом, на подлинность, а также взыскали судебные расходы, которые были оплачены клиентом за представление его интересов в суде.
Положительное решение по данному спору показывает, что в аналогичных ситуациях, когда физические лица становятся жертвами утечки своих персональных данных, можно пресечь противоправные действия третьих лиц, которые решили в корыстных целях воспользоваться этими данными.